Первый выпуск инженеров-танкостроителей, который, пришелся на 1941 г. — год начала войны с Германией, показал высочайшее качество подготовки. Неслучайно среди первых выпускников звучат фамилии известных в области танкостроения руководителей – В.С. Старовойтова, П.П. Исакова. Имена А.Л. Кемурджиана, Л.И. Пугачева, Ю.П. Костенко, Н.А. Забавникова, В.И. Красненькова, В.М. Антонова и многих других хорошо известных среди специалистов по бронетанковой и смежной с ней технике.
Энциклопедические знания, необыкновенная скромность, человечность и тактичность Михаила Константиновича Кристи – все это притягивало к нему людей незаурядных, способных не по приказу, а по совести выполнять любую работу в любое время.
Этот коллектив кафедры определил и утвердил концепцию подготовки высококвалифицированных кадров для оборонной промышленности, стал научной школой кандидатов и докторов наук, центром научно-технического прогресса в отрасли наравне с такими гигантами, как ВНИИтрансмаш, Академия бронетанковых войск (ныне – Общевойсковая академия ВС РФ), военные институты в Бронницах и на Кубинке.
Особенностью научной школы М.К. Кристи было еще и то, что кафедра имела постоянную связь с промышленностью, с научно-исследовательскими институтами и КБ заводов.
Для кафедры гусеничных машин 1960-е годы были годами творческого подъема: появлялись новые идеи, разработки, методы и т.д.
М.К. Кристи еще был заведующим, ему активно помогали В.А. Иванов, Н.А. Забавников, С.И. Леонов, Б.А. Пылов, А.А. Полежаев, укрепляли свой авторитет, приобретали педагогический опыт В.И. Красненьков и В.И. Стрельцов, приходили молодые талантливые преподаватели – В.Н. Наумов, Е.Г. Юдин, Ю.Л. Рождественский.
Воспитанные на традициях, заложенных М.К. Кристи, многие из них получили признание не только в профессиональной деятельности, но и в общественной. Достаточно сказать, что Н.А. Забавников в течение 7 лет, а В.И. Стрельцов в течение 23 лет были деканами факультета, в составе которого находилась кафедра гусеничных машин. А если вспомнить, что бронетанковый факультет сразу же возглавил Г.И. Зайчик, а в 1940-х годах несколько лет исполнял обязанности декана факультета транспортного машиностроения В.А. Иванов, то можно сказать, что из полувековой истории факультета около 40 лет его возглавляли представители кафедры «Гусеничные машины».
Именно в 1960-х годах кафедра была признана головной, а ее учебный план – базовым для специальности «Гусеничные и колесные машины». Именно к этому времени относится и выход фундаментальных учебников по специальности: Н.А. Забавников «Основы теории транспортных гусеничных машин», М.К. Кристи и В.И. Красненьков «Новые механизмы трансмиссий», А.А. Полежаев «Защита гусеничных машин».
Продолжались опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Начиная с 1962 г. группа сотрудников и аспирантов кафедры совместно с Институтом горного дела им. Скочинского разрабатывала оригинальную гидрообъемную трансмиссию для трактора ленинградского Кировского завода К-700. Хотелось бы подчеркнуть, что эта работа была на уровне мировых разработок того времени.
Под руководством В.А. Иванова стало развиваться направление по исследованию влияния крутильных колебаний на прочность и долговечность трансмиссий. Фактически родилась научная школа, которая впоследствии занималась динамическими нагрузками в трансмиссиях и ходовых системах гусеничных машин. Достаточно назвать некоторые фамилии, чтобы показать значимость этих работ. Выпускник и аспирант кафедры А.А. Полунгян, его кандидатская диссертация была начата на кафедре, а закончена и блестяще защищена в Чехословакии, где Аркадий Авсеевич был на стажировке, что говорит уже о международном признании. Продолжая работу, А.А. Полунгян защитил и докторскую диссертацию, став одним из известнейших ученых в области исследования динамических нагрузок в трансмиссиях.
Авторитетным ученым стал выпускник кафедры Р.К. Вафин. Его кандидатская и докторская диссертации до сих пор являются «опорными точками» в исследованиях трансмиссий на прочность и долговечность в условиях воздействия реальных динамических нагрузок.
Виктор Алексеевич Иванов возглавил кафедру после смерти М.К. Кристи и руководил ею в течение 16 лет, а свой уход с поста заведующего мотивировал не состоянием здоровья, а желанием видеть на этом посту молодого, талантливого ученика М.К. Кристи – В.И. Красненькова. Это был пример, достойный подражания.
Во время руководства кафедрой В.А. Иванова началось активное освоение новых помещений.
В этот же период на кафедре появились уникальные стенды и оборудование: грунтовой канал с разгрузкой дал возможность провести работы по «лунной» тематике; стенд «Автомат заряжания», поставленный Харьковским заводом транспортного машиностроения, позволил проводить лабораторные работы по конструкции танков и по курсу «Основы автоматики»; стенд по ходовой части; стенд для изучения вопросов трения, износа и смазки; начал строиться стенд для изучения гидрообъемных передач. В состав кафедры вошли молодые преподаватели: Е.Г. Юдин, В.Н. Наумов, Ю.Л. Рождественский, С.А. Харитонов – все выпускники кафедры.
Под руководством Н.А. Забавникова активно работала группа по исследованию движителей планетоходов (В.Н. Наумов, Б.П. Назаренко, Ю.Л. Рождественский, К.Ю. Машков, В.Е. Харитонова). Совместно с ВНИИтрансмаш была издана книга «Передвижение по грунтам Луны и планет», переведенная на английский язык для американского издательства. Почти все в группе защитили диссертации.
Под руководством Н.А. Забавникова на кафедре начинает функционировать студенческая лаборатория транспортных систем (СЛТС), ставшая затем фундаментом студенческого конструкторского бюро (СКБ) факультета под руководством выпускника кафедры кандидата технических наук А.Ф. Батанова.
Продолжалась подготовка научных кадров высшей квалификации: докторами технических наук становятся В.А. Иванов, Н.А. Забавников, В.Н. Красненьков, Ю.Н. Дроздов, В.С. Старовойтов; десятки аспирантов кафедры защитили кандидатские диссертации.
Кафедра под руководством В.А. Иванова прочно закрепила традиции, заложенные М.К. Кристи, и приумножила славу первопроходцев.
С 1981 года заведующим кафедры стал В.И. Красненьков.
Союз молодых с уже опытными преподавателями (Н.А. Забавниковым, В.И. Стрельцовым, Е.Г. Юдиным, В.Н. Наумовым) под руководством В.Н. Красненькова оказался весьма плодотворным – кафедра была признана головной по специальности и образцовой в МВТУ.
Всеволод Иванович возглавил редколлегию четырехтомного учебника «Военные гусеничные машины», который сотрудники кафедры начали писать в соавторстве со специалистами из ВНИИтрансмаш и Ленинградского политехнического института. О важности проводимой работы говорит тот факт, что Минвуз СССР этот труд утвердил в качестве официального учебника.
Расширилась сфера влияния кафедры в науке. В этот период окрепло новое научное направление на кафедре – трибология. Его основатель, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии, заместитель директора Института машиноведения РАН Ю.Н. Дроздов, начал свой путь на кафедре с заведующего лабораторией сразу после окончания МВТУ.
Когда произошла Чернобыльская катастрофа, потребовалось разработать и изготовить мобильные роботы для работы на крыше электростанции в условиях радиационного заражения. В результате были созданы три действующих малогабаритных мобильных робота, получивших название «Мобот-ЧХ-В».
Пребывание В.И. Красненькова на посту заведующего кафедрой было ознаменовано еще одним важным событием: во НИИ Стали был организован филиал кафедры, обслуживающий специализацию «Комплексная защита военных гусеничных машин».
В этот период регулярно заработал Научно-методический совет по специальности «Гусеничные и колесные машины», где В.И. Красненьков был первым заместителем председателя. Заседания шли во всех вузах, занимающихся подготовкой по этой специальности.
Мнение Совета было авторитетным, и к его решениям прислушивались и в Минвузе, и в Миноборонпроме, и в других организациях. В состав Совета входили такие выдающиеся деятели отрасли, как директор ВНИИтрансмаш Э.К. Потемкин, заместитель начальника Главка промышленности вооружений Госкомоборонпрома В.П. Николаенко, генеральный директор СКБ «ТРАНСМАШ» Н.С. Попов, главный конструктор УКБ Трансмаш В.И. Поткин, возглавляющий дирекцию по бронетанковой технике АО Спецмашиностроения и металлургии А.М. Рычков, один из директоров НИИ Стали В.И. Шашкин, начальник управления военного образования Минобороны А.М. Купцов, заместитель генерального директора НАТИ генерал В.Ф. Платонов, а также заведующие профилирующими кафедрами. А.А. Благонравов был генеральным конструктором Курганского машиностроительного завода, создателем хорошо известной БМП-3 (боевая машина пехоты).
В 1990 г., после смерти В.И. Красненькова, кафедру возглавил его заместитель Евгений Григорьевич Юдин.
Благодаря последовательной упорной работе Е.Г. Юдина появилась новая специальность, которая называлась теперь «Многоцелевые гусеничные и колесные машины и мобильные роботы». Закрепив это формально в соответствующих инстанциях, на заседание Научно-методического совета был вынесен вопрос о специализациях, где утвердили девять специализаций.
С приходом Е.Г. Юдина была восстановлена традиция кафедры по созданию новых конструкторских разработок. Этому также поспособствовала всеобщая конверсия военного производства.
Выпускники кафедры Г.О. Котиев, защитив докторскую диссертацию, стал заведующим кафедрой «Колесные машины» (СМ-10), Б.П. Назаренко – руководителем Научно-учебного комплекса «Фундаментальные науки», В.Г. Брекалов был назначен директором Института современных образовательных технологий и заведующим кафедрой промышленного дизайна. Выпускники Н.О. Гаврин (2001), М.Г. Дятченко (2007), Д.В. Зорин (2008) защитили кандидатские диссертации. Молодым доктором и профессором стал выпускник 1998 г. Е.Б. Сарач, в 2000 г. стал кандидатом технических наук А.Ю. Шмаков, в 2012 г. защитил кандидатскую диссертацию молодой ассистент кафедры Д.А. Чижов, восстановивший на современном уровне стенд СИХЧ, на котором в 1970-е годы отрабатывали движители планетоходов. Защитили диссертации А.В. Морозов, А.А. Ципилев, А.А. Стадухин. По-прежнему в строю ветераны А.П. Федоренков, С.А. Харитонов, К.Ю. Машков, В.А. Корсунский. После кончины Юдина Е.Г. в 2012 году заведующим кафедрой стал В.Н. Наумов.
За 80 лет кафедра выпустила более 3000 специалистов, более 100 выпускников защитили кандидатские диссертации, 15 – докторские. На титановых досках, которые кафедре подарили наши воспитанники из НИИ Стали, высечены имена всех выпускников кафедры, получивших диплом с отличием.
В настоящее время кафедрой руководит молодой профессор д.т.н. В.А. Горелов.